ИНОЕ: Исследовательская деятельность
Секции научного общества учащихся "Поиск"
Материально- техническая база НОУ
Программы конференций учащихся
Виды проектных, учебно-исследовательких работ для учеников 1-4 классов гимназии
Реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, имеющего известный результат. Носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Одной из разновидностей работ являются работы общественно-экологической направленности.
Проектные – творческие работы, предполагающие изготовление, выполнение отдельного проекта (макета, модели, изделия и др.), имеющие своей целью изменение отдельных свойств, основных характеристик предмета для повышение его эффективности.
Виды проектных, учебно-исследовательских работ гимназистов 5 -11 классов
- Проблемные — творческие работы, написанные на основе анализа литературных источников, предполагающие сопоставление, сравнение данных разных источников и на основе формулирование самостоятельных выводов по рассматриваемой проблеме.
- Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке. Предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
- Натуралистические — творческие работы, направленные на наблюдение, качественное описание и анализ какого-либо явления общественной, природной жизни. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является возможное использование собственных авторских методик изучения предмета исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
- Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.
- Проектные – практическая работа по изготовлению прибора, макета, устройства, имеющего практическую ценность в процессе изучения отдельных научных понятий или явлений.
Методические рекомендации по организации исследовательской работы
Что означает слово "исследование"?
Этимология слова "исследование" - обозначает извлечь нечто из "следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Вместе с этим этимология слова "реферат", напротив связана с понятием "референция" т.е. интерпретация реально существующих, уже готовых для деятельности объектов. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
Как готовиться к проведению исследования?
Последовательность действий такова:
- 1.Определение объектной области, объекта и предмета исследования;
- 2.Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности;
- 3.Изучение научной литературы и уточнение понятий;
- 4.Формулирование гипотезы;
- 5.Формулирование цели и задач исследования.
Что такое "объектная область"?
Объектная область - это сфера науки и практики в которой находится объект исследования.
Что такое "объект исследования" "предмет исследования"?
Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).
Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема - это сфера производимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы. Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель - это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Цель - это идеальное видение результата. Задачи исследования - выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Гипотеза - "основание, предположение" - научное обоснование предположения о явлении, процессе, деятельности. Для гипотезы типичны конструкции: "если…, то…"; "при условии, что…"; "так…, как…". После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи, сформированные в начале деятельности.
Как проводить и оформлять исследование?
Оформлять в формате Word 6.0 - 11.0; шрифт 14-й; Times New Roman; 28-30 строк по 60 знаков; 1800 знаков на странице; поля справа 2,5 см; скреплена или прошита вместе с приложениями. Титульный лист - первая страница. Сверху указывается полное название образовательного учреждения; посредине - название работы, затем фамилия ,имя автора, класс; фамилия, имя, отчество, должность научного руководителя; внизу - дата, город, область (полный адрес, телефоны для связи). Оглавление следует за титульным листом по схеме: введение, главы, параграфы, заключение (выводы), список литературы, приложения. Страницы номеруются в правом нижнем углу, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями. Введение - 2-3 страницы. Основная часть - 2-3 главы (анализ литературы, обоснование исследования, описание практической работы с выводами по каждой главе). Заключение (1-3) страницы не должно дословно повторять выводы по главам, а формулирует выводы по результатам исследования и степень достижения цели работы, обозначает перспективы. Иллюстрации размещаются для придания ясности и конкретности материалу и нумеруются в пределах главы. Таблицы размещаются с заголовками после первого упоминания о них. Цитаты заключаются в кавычки с указанием источника.